Краткая презентация Программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с задержкой психического
развития (далее - Программа) муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Мийнальская основная общеобразовательная школа» является нормативно-управленческим
документом, определяющим содержание и организацию образовательной деятельности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт), Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее
ФАОП ДО) https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaiaadaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/?ysclid=lsll67r9cz558503695
и утверждена на Педагогическом совете учреждения.
Реализация программы осуществляется на русском языке - государственном языке
России.
Возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа
Программа предназначена для работы с детьми от 4 до 8 лет. Программа реализуется в
группе общеразвивающей
направленности, укомплектованной по разновозрастному
принципу с учетом уровня развития детей.
Программа ориентируется на специфику основного и сопутствующего диагнозов
ребенка и состояние его здоровья, образовательные потребности, интересы и мотивы детей,
образовательные запросы и ожидания родителей (законных представителей), возможности
педагогического коллектива.
Программа направлена на создание условий для развития дошкольников,
открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с
точки зрения реализации требований Стандарта. В части, формируемой участниками
образовательных отношений, представлены выбранные Программы, направленные на
развитие воспитанников в одной или нескольких образовательных областях, видах
деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной
работы.
Цели и задачи реализации Программы.
Цели:
- Преодоление нарушений развития
категорий
детей с
ЗПР,
- оказание
им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Задачи программы:
- способствовать общему развитию дошкольников с ЗПР, коррекции их
психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Согласно п. 26.1 ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического
коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
1. Обеспечение психолого–педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
2. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Согласно п. 26.3 ФОП ДО, достижение этих целей осуществляется через решение
основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого–педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой
основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Согласно п. 26.4 ФОП ДО, построение взаимодействия с родителями (законными
представителями) придерживается следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) доступна актуальная
информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных
представителей) предоставлен свободный доступ в ДОУ; между педагогами и родителями
(законными представителями) обеспечен обмен информацией об особенностях развития
ребёнка в ДОУ и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей): при взаимодействии педагоги придерживаются этики и
культурных правил общения, проявляют позитивный настрой на общение и сотрудничество с
родителями (законными представителями); этично и разумно используют полученную
информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных
представителей) в интересах детей;
4) индивидуально–дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
учитываются особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных
представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО,
проводимым мероприятиям; обеспечена возможность включения родителей (законных
представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
учитываются особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью ( преимущественно для детей младенческого и
раннего возраста),обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Согласно п. 26.5 ФОП ДО, деятельность педагогического коллектива Учреждения по
построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям:
- диагностико - аналитическое (получение и анализ данных о семье, её запросах в
отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого– педагогической
компетентности родителей (законных представителей); планирование работы с семьей с
учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач);
- просветительское (просвещение родителей (законных представителей) по
вопросам: особенностей психофизиологического и психического развития детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов
обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной
информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о
мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об
особенностях реализуемой в Учреждении образовательной программы; условиях
пребывания ребёнка в группе; содержании и методах образовательной работы с детьми);
- консультационное (консультирование родителей (законных представителей) по
вопросам: их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания
и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и
взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных
ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в
детских деятельностях, образовательном процессе и т. д).
Решение основных задач взаимодействия с родителями по направлениям
деятельности реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных)
посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями
(законными представителями):
Диагностико - аналитическое направление:
опросы, анкетирование,
педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели)
открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
Просветительское и консультационное направление: групповые родительские
собрания, круглые столы, семинары–практикумы, тренинги и ролевые игры,
консультации, педагогические гостиные и другое; информационные проспекты, стенды,
ширмы, папки – передвижки для родителей (законных представителей); совместные
проекты; сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки
детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.
Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные
спортивные и тематические мероприятия, конкурсы, викторины, тематические досуги,
знакомство с семейными традициями. Праздники по народному календарю, встречи по
знаменательным датам. Работа консультационного центра, распространение опыта
семейного воспитания, совместные экскурсии. Участие в субботниках и акциях по
благоустройству территории; помощь в создании предметно– развивающей среды;
оказание помощи в ремонтных работах.
Исследование социального статуса семей воспитанников проводится ежегодно, в
сентябре и является фундаментом для совершенствования планирования работы с
родителями, направленной на личностно-ориентированный подход к семьям.
Практическое применение данных исследования, позволяет построить гармоничные
взаимоотношения в рамках педагогического треугольника: педагог – ребёнок – родитель
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в детском саду.
Может корректироваться в связи с изменениями: нормативно – правовой базы детского
сада, образовательного запроса родителей, выходом примерных образовательных
программ.